Разноцветные белые вороны - родительский ликбез. Часть I
Сегодня я бы хотела рассказать вам о своей самой любимой книге из раздела “Педагогика и психология”. Наверное все мамы, у которых есть малыши, любят читать о том, как правильно воспитывать своих детей, как избежать педагогических ошибок и что делать, если чадо ведет себя не по намеченному сценарию. Знакомо? Тогда я и вам очень рекомендую прочитать книгу “Разноцветные белые вороны” Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой (я заказывала в одном из интернет-магазинов, потому что ни разу не видела эту книгу в свободной продаже) либо более раннее издание “Книга для трудных родителей”
Чтобы вы примерно представляли, о чем книга - вкратце расскажу вам основные тезисы их педагогики.
- Глава 1. Не проси груш у тополя. Очень часто родители пытаются воспитывать ребенка, основываясь на собственных амбициях, мечтаниях, представлениях о жизни, при этом не учитывая врожденных склонностей, наклонностей ребенка. А ведь ребенок не глина - просто так не вылепишь “нужные” качества. Более того, искоренение недостатков тоже чревато неприятными последствиями. И вот тут одна из главных мыслей - недостатки нужно не уничтожать, а “возвышать”: минус переводить в плюс. То есть от родителей зависит вырастет ли озорник хулиганом или станет предприимчивым организатором, жадина - скрягой или же бережливым. Застенчивый ребенок никогда не станет душой компании, но зато его недостаток можно перевести в достоинство - скромность. И так далее. Главная задача родителя - как можно раньше определить в ребенке доминантые черты характера, как положительные, так и отрицательные -и с ними работать: одни развивать, другие направлять в положительное русло.
- Глава 2. “Лавры в кредит”. Часто ли мы хвалим ребенка? особенно когда он уже не тот пухленький розовощекий малыш, радующий маму каждой своей улыбкой, а уже вполне “адекватный” ребенок со своим характером, хорошим или плохим настроением и т.д.? Обычно мы не особо хвалим детей постарше - мол, чтобы не зазнавался. Зато как мы сами взрослые любим, когда нас хвалят. Что уж говорить про ребенка, у которого самооценки еще нет - для него мнение окружающих о нем самом очень много значит. Т.е. если его называть лентяем, то он в конце концов решит, что он таков и есть. Задача родителей - помочь ребенку построить защитную маску из добротного материала (не путать с маской лицемерия; у каждого человека есть свои защитные маски и это нормально). И еще очень важный момент - слово! Оно формирует реальность - это давно известно. А уж родитель для ребенка - так вообще гипнотизер. Поэтому, что постоянно выкликать, то и выглянет: будете ребенка называть неряхой, он и станей таким - по вашим словам (Кстати, очень рекомендую всем прочитать книку известного психолога Эрика Берна “Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди” - там очень хорошо описаны все эти жизненные сценарии, которые именно родители вкладывают в своих детей. Прочитав эту книгу я навсегда вычеркнула из своего словаря “обзывалки” или штампы - вроде лентяя, неумехи, неряхи и т.д.)
- Глава 3. Одна рука карает, другая милует. Ребенку необходимы запреты и наказания. Но у наказаний должна быть “иерархия” в зависимости от тяжести проступка. рассказывается об основных типах наказаний. Родители должны быть единодушны в педагогически принципах, но если один ругает - другой должен пожалеть, поговорить, объяснить. Главное, чтобы эти “роли” у родителей чередовались: сегодня мама поругает, папа - пожалеет, в следующий раз - наоборот.
- Глава 4. О пользе беспринципности. Нужно учить ребенка идти на компромисс - причем обоюдный. Иногда родители в мелочах слишком принципиальны, а к нарушению основных принципов относятся лояльно. Мелочные запреты девальвируют основные. Мелкие запреты провоцируют ребенка на дурные поступки. И еще - показывая ребенку свое недовольство его поведением - не надо всерьез на него обижаться (характерно для молодых родителей) - ведь мы взрослые, а он ребенок - “как будто вы не подарили ребенку жизнь, а выдали ему непрошенный кредит, да еще и под большие проценты с угрозой долговой тюрьмы за непогашение”
- Глава 5. Лилипут в стране Гулливеров. Гиперопека - современный бич, свидетельство роста бытовой культуры. Гиперопека порождает и преумножает детские страхи - ребенок начинает чувствовать себя беспомощным в этом агрессивном мире. Разрешить ребенку быть самостоятельным - большой риск и это сложно, особенно для матери. Чем позже ребенок выходит в “свободное плавание”, тем более серьезные опасности его подстрегают. Важно научить ребенка делать собственный осмысленный выбор. Другая крайность - предоставление ребенку полной свободы чревата тем, что ребенок вырастает резонером, снобом, усваивает форму, оболочку, но не понимает сути происходящих вещей.. И еще - расширение прав ребенка должно сопровождаться увеличением обязанностей - важен принцип “динамического равновесия”.
На сегодня я закончу свой краткий конспект этой книги. Замечу, что я пишу только мысли, которые мне показались очень важными и актуальными. В книге же написано гораздо больше и шире. Более того, в ней очень много конкретных примеров и иллюстраций из личной практики авторов. Этот “учебник” очень интересно читать, поскольку он написан живо, остроумно и доступно для понимаения, теоретические основы сопровождаются практическими зарисовками.
Ну и как, получается своих детей воспитывать в соответствии с правилами этой книги?
А мне очень понравилась передача, которую у нас показывала, купив у российского канала - “Няня спешит на помощь”, там было много толковых советов, по-моему.
Книги не получается читать, физически не хватает времени, может неправильно его планирую, поэтому часто руководствуюсь внутренним чувством. Очень часто и ошибки делаю, но стараюсь исправляться.
Юль, опять не работает уведомлять о комментариях, не ставится птичка